История

И все-таки - Охта!

Просмотров: 8435

В начале двадцатого века Мастерская опять переезжает. На этот раз и уже окончательно - на Охту.  На правом берегу Невы  возводятся  трех-  и четырехэтажные  производственные корпуса и административные здания.

«Дом Морского ведомства Главного гидрографического управления», выполненный в стиле модерн в 1900 году по проекту гражданского инженера Н. И. Малеина, на Новочеркасском проспекте 1, выявленный в 2001 году  как  объект культурного наследия, в наши дни является украшением  завода.

Согласно опубликованным в 1902 году данным, число мастеров, работающих на предприятии, достигает 60 человек. Общая площадь Мастерской равна 190 кв. сажен, что составляет 894,9 кв. метров, а ежедневно производимая   продукция  в среднем  оценивается в 80 000 рублей.

Во время русско-японской войны 1904-1905 года заказы  Мастерской настолько увеличились, что появилась необходимость расширить помещения.

Образцового состояния в техническом и технологическом отношениях  предприятие  достигает в  период  1907-1913 годов, во многом, благодаря стараниям прогрессивного полярного исследователя, начальника Главного гидрографического управления генерал-лейтенанта Андрея Ипполитовича Вилькицкого.

Значительно увеличивается выпуск всевозможного штурманского вооружения, запускается серийное  изготовление морских часов и зенит – телескопов, а также точнейших астрономических,  геодезических приборов и физических инструментов, не уступающих лучшим иностранным фирмам. В 1911-1915 годах на строящихся линкорах типа «Петропавловск» впервые  применяется электрическая передача показаний компаса в боевую рубку.

В 1907 году  Мастерскую возглавил  Виктор Викторович  Ахматов, совмещая работу с преподаванием в Морской академии. Согласно статистики, опубликованной им в Сборнике кратких сведений по Морскому ведомству (изд. 1908 г.), число  мастеров, работающих в Мастерской за сорок лет с 1866 по 1906 годы увеличилось в 7 раз (с 9 до 64), а учеников в 1,5 раз (с 16 до 25).

Объем производства  вырос в  10 раз. Так, возросла потребность  флота в  7 ½ дюймовых компасах Грея.

Данный компас, улучшенный силами Мастерской, состоял из двух котелков. Внутренний из них, содержащий картушку, плавал в другом, наружном, к которому прикреплялся цепочками, удерживающими его в горизонтальном положении.

Нактоузы этих компасов снабжались электрическим освещением и девиационными приборами. Их изготавливалось самое большое количество.

Далее, по-востребованности, шли 10-ти, 6-ти и 4-х дюймовые компасы с девиационными приборами и колоннами, или так называемые главные, боевые и миноносные компасы, а также 5-ти-дюймовые компасы с картушкой в жидкости и добавочными пружинами. Не меньше выпускалось 7 ½ дюймовых компасов для съемок и 4-х дюймовых для креновой девиации.

Но больше всего заказов поступало на изготовление шлюпочных компасов.

Выпускались также трубки к лоту Томсона, лупы, нормальные линейки со штангенциркулями, приборы для наблюдения течений, горизонты системы астронома Фуса и, так называемые,  вычислители широт Вилькицкого. Последние два прибора русского изобретения и предназначались: первый – для наблюдения секстаном в  туманную погоду, а второй – для получения механическим путем редукции на меридиане наблюденных близмеридианальных высот светил.

Эти приборы, за исключением трубок к лоту Томсона, выпускались в основном  в небольшом количестве.

Возобновлены производства искусственных горизонтов по улучшенной системе, металлических линеек, транспортиров и протракторов. А с приобретением от известного механика Пулковской обсерватории Генриха Андреевича  Фрейберга-Кондратьева его кругоделительной машины, стали выделоваться секстаны по строго продуманному типу.

Согласно архивной информации в 1908 году Фрейберг-Кондратьев был назначен управляющим Мастерской и возглавлял ее вплоть до 1917 года. Под его руководством изготавливались высокоточные астрономо-геодезических приборы: секстанты, зенит-телескопы, малые универсалы, магнитные теодолиты, другие геодезические и навигационные инструменты.


 

В 1912 году участники Международной морской конференции по вопросам безопасности, проходившей по инициативе Главного гидрографического управления  в Санкт-Петербурге, посетили производственные помещения Мастерской, особо отметив высокую организацию труда и порядок. Как написал в те дни  известный французский гидрограф Рено, «…дважды посетив мастерские на Охте и в Адмиралтействе, мы были свидетелями того, до какой высокой степени усовершенствования доведено снабжение русского флота научными приборами. Модели компасов для больших судов, приборы магнитных измерений... особенно привлекли наше внимание. Мы все любовались на превосходное оборудование мастерских и их удачную приспособленность для выполнения работ с методичностью и высокой степенью точности».

Участник той же конференции вице-адмирал итальянского флота Киеркил выразил признательность за предоставление возможности «… восхищаться огромными успехами, достигнутыми здесь в производстве мореходных инструментов…».

Во время первой мировой войны основным видом продукции стали военные заказы. Увеличилась потребность флота в компасах для различного типа кораблей и Мастерская была загружена их производством.

Численность работников возросла до 180 человек, при этом 113-ть из них являлись мастерами.

В 1914 году создан первый отечественный секстан, пригодный для практического использования и серийного производства. В 1916 году предприятие изготовило 839 магнитных компасов различного назначения, 139 морских часов, 51 пеленгатор, 35 дефлекторов и другие инструменты.

 

В 1916 году на должность помощника начальника Мастерской мореходных инструментов приглашен выпускник Харьковского университета Владимир Владимирович Каврайский. В дальнейшем, с  1918 по 1921 годы возглавивший предприятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гражданская война прервала активные работы над штурманскими приборами.

С 1917 по 1920 годы Мастерская главным образом ремонтирует магнитные компасы, «зрительные трубы», бинокли и другие инструменты.

Документы свидетельствуют о том, что в те годы ее деятельность «была стеснена затруднениями по получению топлива и материалов», а также нехваткой рабочих, часть из которых  была переброшена на обслуживание  кораблей  Волжской военной флотилии, другие ушли добровольцами в ряды Красной Армии, либо принимали участие в обороне Петрограда.

В эти годы Мастерские пополняются оборудованием за счет Петроградского оптического завода, фирмы «Клаусс» и других частных предприятий и являются единственным поставщиком приборов для нужд флота, многих научных учреждений, экспедиций и учебных заведений.