История

«Сверхударное развитие»

Просмотров: 11149

 

К серьезным работам над совершенствованием магнитных компасов удалось вернуться лишь в середине 1920-х годов, когда молодая Советская Россия начала восстанавливать свой флот.


С 1924 года Мастерская возобновила выпуск магнитных компасов, изготовление морских часов и прокладочного инструмента, производство магнитного деклинатора Беляева, магнитометра Бухарина, индикатора Баттенберга, забортного механического лага, секстанов и др. В 1925 году организован выпуск авиационных магнитных компасов, разработанных инженер-гидрографом П. А. Домогаровым.

В 1926-1927 годы объем производства мастерских превысил объем 1913 года в 2.5 раза.

В 30-е годы предприятие обеспечивает флот гирокомпасами, эхолотами, электро-механическими лагами и усовершенствованными магнитными компасами.

Согласно статистических данных, объем производства в те годы в десять раз превысил уровень 1913 года и в 4 раза - уровень 1926-27 годов.

 

Освоение производства ряда собственных изделий стало важной вехой в истории технического прогресса завода и имело большое экономическое и военное значение, так как освобождало страну от необходимых закупок продукции за рубежом. Экономия составила 2 152 000 золотых рублей.

Так, яркой, знаменательной страницей в истории предприятия стало освоение производства собственных отечественных гирокомпасов по заданию Гидрографического управления.


Опираясь на научные труды академика А. Н. Крылова и профессора Б. И. Кудревича, при поддержке сотрудников гидрографии В. И. Орловского, Д. Н. Иконникова, С. П. Ростовцева, И. И. Спирякова, работников завода старшего мастера И. К. Скворцова, механика А. И. Соколова, инженерно-технических работников и рабочих разработаны технология, методика расчета и способы изготовления деталей. После проведения успешных испытаний в Балтийском море и в суровых условиях Арктики, в 1931 году первые советские гирокомпасы были приняты на вооружение военно-морского флота.

 

 

 

В 1931 году «Мастерская мореходных инструментов» постановлением Правительства  реорганизована в «Завод мореходных инструментов».


Решением Совета Труда и Обороны от 22 февраля 1932 года развитие Завода отнесено к сверхударным задачам. Началось строительство новых корпусов, оборудованы современные цеха и лаборатории, построены здание клуба, столовой, а также многоэтажный жилой дом для работников завода, общей площадью 1862 кв.м.

Реконструкция завода повлекла за собой бурный рост численности коллектива и производства в целом.

В списке приборов, выпускающихся на заводе, числятся промерный секстан, пеленгатор марки УIII, лаг Форбса, курсограф, репитер, ходики морских часов, керосино-капильные горелки, герметические муфты, Д4 и Д5, котелки с донным освещением.

 

Начиная с 1933 года проводится активная работа по усовершенствованию старых типов лагов и созданию новых, электромеханических. После серии успешных испытаний Лаг «ГО» был принят на вооружение флота и выпускался большими партиями вплоть до 1953 года, до перехода на новую, улучшенную заводом конструкцию.

В образованном в 1936 году научно-техническом отделе концентрируются все научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы по модернизации старых и разработке новых типов штурманских приборов. Создается учебный комбинат, в состав которого входят вечерний техникум, курсы повышения квалификации инженерно-технических работников, курсы мастеров, группы повышения квалификации рабочих и обучения их по специальностям. В октябре 1938 года открывается школа ФЗО на 120 человек.


В 1936 году на Заводе мореходных инструментов разработан и изготовлен первый отечественный ультразвуковой эхолот ЗМИ, а также начался серийный выпуск первого отечественного гидродинамического лага типа «Гаусс» для надводных кораблей и подводных лодок.

В период 1937-1939 годов в результате большой исследовательской работы, проведенной под руководством начальника лаборатории Б. А. Быкова, на заводе создана магнитная часть компаса с оптической передачей.

Развернулась и научная работа советских ученых. Вопросами теории и практики магнитных компасов в этот период занимаются академик А. Н. Крылов, известные ученые-моряки В. Я. Павлинов, Н. Ю. Рыбалтовский, П. А. Домогаров и др.

A. Н. Крылов разработал в 1938 г. динамическую теорию картушки компаса и предложил схему сферической картушки с успокоительными цистернами и температурным компенсатором. Известный специалист B. Я. Павлинов усовершенствовал дефлектор, сконструировал новый котелок компаса, предложил новый способ определения индукции стрелок на мягкое железо нактоуза, а также выполнил исследования в области математической теории стрелок картушки и методов ее проверки. Н. Ю. Рыбалтовским углублена теория креновой девиации и предложены новые способы ее уничтожения, разработаны способы размещения магнитов уничтожителей, написан большой труд “Магнитно-компасное дело”, явившийся хорошим учебным пособием для многих советских штурманов. П. А. Домогаровым выполнены исследования в области математической теории стрелочного чувствительного элемента, теории дефлектора и теории электромагнитной девиации. Им же спроектированы первые отечественные магнитные компасы для авиации и малотоннажных кораблей и судов.


20 июля 1939 года приказом народного комиссара ВМФ СССР флагмана флота 2-го ранга Кузнецова  «Завод мореходных инструментов» был переименован в «Завод Штурманских приборов».