На борту легендарного крейсера "Аврора", всего месяц назад вернувшегося после капитального ремонта к месту постоянной стоянки у Петроградской набережной, 27 августа 2016 года состоялась торжественная церемония принятия воинской присяги курсантами Морского корпуса Петра Великого - военно-морского института ВУНЦ ВМФ "Военно-Морская Академия".
На верность Отечеству присягнули 193 первокурсника, чья судьба отныне будет связана с Военно-морским флотом России.
Символ Санкт-Петербурга, крейсер 1 ранга Балтийского флота «Аврора» принял почетных гостей заметно обновленным.
В результате двухлетнего капитального ремонта, выполненного Кронштадтским морским заводом, полностью восстановлен исторический интерьер внутренних корабельных помещений. А современные мультимедийные технологии, активно задействованные в экспозиции музея, выводят восприятие представленной информации на совершенно другой уровень.
Уникальные экспонаты, личные вещи моряков, среди которых в том числе и штурманские приборы, выполненные в Мастерской мореходных инструментов (родоначальнице ОАО «Штурманские приборы», прим. Ред.) в середине восемнадцатого и начале девятнадцатого веков, вселяют чувство гордости.
И совершенно неважно, в каком из залов музея ты находишься. Будь то мультимедийная экспозиция, рассказывающая о строительстве крейсера и основных вехах его истории, либо интерактивная выставка, повествующая о быте и особенностях службы моряков императорского флота, уникальные материалы, в том числе и из личных коллекций, посвященные участию крейсера в Русско-Японской, а затем и Первой мировой войнах и революции 1917 года, героические будни личного состава крейсера в годы Великой Отечественной войны и участие в обороне Ленинграда, - воспринимается вся информация на едином дыхании.
Наша справка:
К разработке проекта крейсера приступили еще в 1895 году, но только в июле 1897 года был подписан контракт с Обществом Франко-русских заводов на изготовление машин, котлов и всех механизмов, перечисленных в спецификации. Заложили бронепалубный крейсер первого ранга «Аврора» в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи завода «Новое Адмиралтейство». В течение последующих шести лет над его созданием трудились Адмиралтейский Ижорский и Александровский чугунолитейный заводы, Завод Я. С. Пульмана, Обуховский, Металлический завод и Мотовилихинские пушечные заводы г. Пермь.
Постройка корабля заняла более шести лет. «Аврору» спустили на воду 11 мая 1900 года, а в состав флота (после завершения всех достроечных работ) крейсер вошёл только 16 июля 1903 года.
Назван в честь трехмачтового парусного фрегата русского флота «Аврора» (построен в 1835 году на Охтинской верфи Санкт-Петербурга) - героя Петропавловской обороны 1854 г.
Водоизмещение – 6731 т., длина -126,8 м., ширина -16,8 м., осадка – 6,5 м., скорость – 18, 7 уз., дальность плавания – 4000 миль, экипаж 637 человек.
Вооружение (первоначальное): 8х152мм, 20х75мм,8х47мм, 2-64мм – орудий, 2-надводных и 2-подводных торпедных аппаратов, 150 мин заграждения.
Третий в серии, после «Дианы» и «Паллады».
Заведующий компасным делом Балтийского флота полковник Н.Н. Оглоблинский в конце ХIХ века указывал, что на крейсере «Аврора» во время строительства были установлены компасы: носовой главный – на ходовом мостике, путевой – в ходовой рубке, два боевых путевых – в боевой рубке и в центральном посту, кормовой главный – на ком. площадке, кормовой путевой – у штурвала кормового мостика, аварийный – в румп. отделении. В качестве главных и путевых использовались 7.5 сухие английские компасы Джона Грея.
Крейсер участвовал ни много, ни мало в четырех войнах и двух революциях. В период Русско-японской войны, совершив переход в составе 2-й Тихоокеанской Эскадры на Дальний Восток (октябрь 1904 - май 1905 гг.), крейсер «Аврора» принял боевое крещение в Цусимском сражении 14-15 мая 1905г.
Император Николай II после Цусимского боя телеграфировал экипажу: «Сердечно благодарю вас, командиров, офицеров и команду крейсеров "Олега", "Авроры" и "Жемчуга" за их безответную, честную службу в тяжелом бою. Да утешит вас всех сознание свято исполненного долга. Николай Второй».
В течение 1906-1912гг., реконструированный как учебное судно для гардемаринов Морского корпуса, крейсер посетил порты многих стран мира. Во время Первой мировой войны крейсер «Аврора» активно участвовал в боевых действиях на Балтийском море в составе 2-й бригады крейсеров.
В 1916 году, в ходе капитального ремонта, английские сухие компасы на крейсере были заменены на отечественные жидкостные компасы, более современные и надежные, спроектированные и изготовленные в Мастерской мореходных инструментов в 1913 году.
В 1917г. экипаж «Авроры» активно участвует в февральских и октябрьских революционных событиях, а также последовавших за ними гражданской войне и отражении иностранной интервенции. В 1922-1923 гг. одним из первых на Балтике крейсер «Аврора» был введен в строй и стал учебным кораблем, на котором, вплоть до 1940г., проходили корабельную практику курсанты военно-морских училищ. Корабль вновь много плавает и посещает порты ряда зарубежных государств.
В годы Великой Отечественной войны моряки «Авроры» принимали активное участие в героической обороне Ленинграда на Дудергофских высотах, о чём повествует одна из картин, выставленных в музее на «Авроре».
В 1948 г. крейсер «Аврора» был пришвартован у Петроградской набережной Ленинграда и до1956г. использовался как учебная база Ленинградского нахимовского училища.
С 1956 года - филиал Центрального Военно-морского музея.