Присяга на крейсере «Аврора»

Опубликовано 29 Августа 2016 года в 13:47:04
Просмотров: 3320

На борту легендарного крейсера "Аврора", всего месяц назад вернувшегося  после капитального ремонта к месту постоянной стоянки у Петроградской набережной,  27 августа 2016 года состоялась  торжественная церемония принятия воинской присяги курсантами Морского корпуса Петра Великого - военно-морского института ВУНЦ ВМФ  "Военно-Морская Академия".


 

 

 

На верность Отечеству присягнули 193  первокурсника, чья судьба отныне  будет связана с Военно-морским флотом России.

 

Символ Санкт-Петербурга, крейсер 1 ранга Балтийского флота «Аврора» принял почетных гостей заметно обновленным.

В результате двухлетнего капитального ремонта, выполненного Кронштадтским  морским  заводом, полностью восстановлен исторический интерьер внутренних корабельных помещений. А современные  мультимедийные технологии, активно задействованные в экспозиции музея, выводят восприятие представленной информации на совершенно другой уровень.

Уникальные экспонаты, личные вещи моряков, среди которых в том числе  и штурманские  приборы, выполненные  в Мастерской мореходных инструментов (родоначальнице  ОАО «Штурманские приборы», прим. Ред.) в середине восемнадцатого и начале девятнадцатого веков, вселяют чувство гордости.

И совершенно  неважно, в каком  из залов  музея ты находишься.  Будь  то мультимедийная экспозиция, рассказывающая о строительстве крейсера и основных вехах его истории,  либо  интерактивная выставка, повествующая  о быте и особенностях службы  моряков императорского флота,  уникальные материалы, в том числе и из личных коллекций,  посвященные  участию крейсера в Русско-Японской, а  затем и Первой мировой войнах  и революции 1917 года, героические будни личного состава крейсера  в годы Великой Отечественной войны и участие в  обороне Ленинграда, -  воспринимается вся информация на едином дыхании.

 

Наша справка:

К разработке проекта крейсера приступили еще в 1895 году, но только в июле 1897 года был подписан контракт с Обществом Франко-русских заводов на изготовление машин, котлов и всех механизмов, перечисленных в спецификации. Заложили бронепалубный крейсер первого ранга «Аврора»  в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи завода «Новое Адмиралтейство».  В течение последующих шести лет над его созданием трудились Адмиралтейский Ижорский и Александровский чугунолитейный заводы, Завод Я. С. Пульмана, Обуховский, Металлический завод и Мотовилихинские пушечные заводы г. Пермь.

Постройка корабля заняла более шести лет. «Аврору» спустили на воду 11 мая 1900 года, а в состав флота (после завершения всех достроечных работ) крейсер вошёл только 16 июля 1903 года.

Назван в честь трехмачтового парусного фрегата русского флота «Аврора» (построен в 1835 году на Охтинской верфи Санкт-Петербурга) - героя Петропавловской обороны 1854 г.

Водоизмещение – 6731 т.,  длина -126,8 м.,  ширина -16,8 м.,  осадка – 6,5 м., скорость – 18, 7 уз., дальность плавания – 4000 миль, экипаж 637 человек.

Вооружение  (первоначальное): 8х152мм, 20х75мм,8х47мм, 2-64мм – орудий, 2-надводных и 2-подводных торпедных аппаратов, 150 мин  заграждения.

Третий в серии, после «Дианы» и «Паллады».

Заведующий компасным делом Балтийского флота полковник Н.Н. Оглоблинский  в конце ХIХ века указывал, что на крейсере «Аврора» во время строительства  были установлены компасы: носовой главный – на ходовом мостике, путевой – в ходовой рубке, два боевых путевых – в боевой рубке и в центральном посту, кормовой главный – на ком. площадке, кормовой путевой – у штурвала кормового мостика, аварийный – в румп. отделении. В качестве главных и путевых использовались 7.5 сухие английские компасы Джона Грея.

Крейсер участвовал ни много, ни мало в четырех войнах и двух революциях. В период Русско-японской войны, совершив переход в составе 2-й Тихоокеанской Эскадры на Дальний Восток (октябрь 1904 - май 1905 гг.), крейсер  «Аврора» принял боевое крещение в Цусимском сражении 14-15 мая 1905г.

Император Николай II после Цусимского боя телеграфировал экипажу: «Сердечно благодарю вас, командиров, офицеров и команду крейсеров "Олега", "Авроры" и "Жемчуга" за их безответную, честную службу в тяжелом бою. Да утешит вас всех сознание свято исполненного долга. Николай  Второй».

В  течение 1906-1912гг., реконструированный как учебное судно для гардемаринов  Морского корпуса, крейсер посетил порты многих стран мира. Во время  Первой мировой войны крейсер «Аврора» активно участвовал в боевых действиях на Балтийском море в составе 2-й бригады крейсеров.

В  1916 году, в ходе капитального ремонта, английские  сухие компасы на крейсере были заменены на отечественные жидкостные компасы,  более современные и надежные, спроектированные и изготовленные в Мастерской мореходных инструментов в 1913 году.

В 1917г. экипаж «Авроры» активно участвует в февральских и октябрьских революционных событиях, а также последовавших за ними гражданской войне и отражении иностранной интервенции.             В 1922-1923 гг. одним из первых на Балтике крейсер «Аврора» был введен в строй и стал учебным кораблем, на котором, вплоть до 1940г., проходили корабельную практику курсанты военно-морских училищ. Корабль вновь много плавает и посещает порты ряда зарубежных государств.

В годы Великой Отечественной войны моряки «Авроры» принимали активное участие в героической обороне Ленинграда на Дудергофских высотах, о чём повествует одна из картин, выставленных в музее на «Авроре».

В 1948 г. крейсер «Аврора» был пришвартован у Петроградской набережной Ленинграда и до1956г. использовался как учебная база Ленинградского нахимовского училища.

С 1956 года - филиал Центрального Военно-морского музея.